Композитор Николай Голосов 1943 - 2005

Вся информация на сайте представлена только для ознакомления. В оформлении и наполнении использован диск "Композитор Николай Голосов. Избранное" (кроме трека 27-анс. Синева "Красноярском зовут город мой").Сайт не преследует никаких коммерческих целей и создан в знак уважения к нашему земляку, красноярскому композитору Николаю Голосову.

strelka24

Жизнь и судьба сибирского композитора
Николай Голосов

«Таланты рождаются в провинции, славы и признания ищут в столице, а умирают, где придётся» - жизнь и судьба красноярского композитора Николая Голосова вроде бы укладывается в эту расхожую формулу. Правда, с небольшими отклонениями от канона.

Голосов родился 24 апреля 1943 года не просто в провинции, а в самой дремучей и глухой сибирской «глубинке» - посёлке Южно-Енисейский Мотыгинского района Красноярского края. Можно только гадать, как проходили «музыкальные университеты» талантливого самоучки ( а можно и вспомнить, что искусство игры на гармошке в роду Голосовых передавалось от деда к отцу, от того, к внуку, мать же Коли была первой певуньей в посёлке), но итог их был таким: выпускник сельской школы приезжает в Красноярск и на приёмных экзаменах в музучилище так исполняет «Танец с саблями» Хачатуряна, что вопрос о его зачислении даже не обсуждается. Класс баяна вёл в ту пору известный преподаватель Соломенников, а теоретический курс читал выпускник Уральской консерватории Фёдор Павлович Веселков (впоследствии член Союза композиторов РФ). Поначалу дорога молодого «самородка» из глубинки виделась простой и ясной: блестящее завершение курса в училище и непринуждённое поступление в Уральскую консерваторию. Но тут случился первый сбой: толком не начав учёбу, молодой музыкант, как это часто бывает, на радостях напился, набедокурил и был отчислен. Вернувшись в Красноярск, Голосов перебивался случайными заработками (играл на баяне в пионерлагерях и домах культуры), но уже тогда писал и исполнял свои первые песни. Служба в армии не прервала его творческий путь – домой он возвращается с новыми сочинениями. Всего с середины 60-ых годов им написано более 400 песен. Избранные произведения из этого обширного музыкального наследия представлены на этом диске, выходящем, к сожалению, посмертно (умер Голосов зимой 2005 года).

Разбирая нотный и аудио-архив покойного композитора, его друзья невольно обратили внимание на называемые «заказные» песни. Голосов не гнушался такой работы, что лишь отчасти объясняется чисто материальными причинами. Он писал песни к юбилеям заводов и годовщинам ведомств, праздникам городов, озвучивал музыкой документальные фильмы и театральные постановки, в общем, занимался тем, что зачастую презрительно именуют «музыкальной подёнщиной». Но вот что любопытно: в большинстве случаев право писать подобные произведения разыгрывалось на публично объявленных конкурсах. В них принимали участие многие, в том числе и официально признанные композиторы. А побеждал именно Голосов. Выходит, были в его песнях некие признаки, выделявшие их из общего потока. Природная мелодическая одарённость, широкий, истинно русский распев в сочетании с лирически-интимным демократизмом песенных интонаций, грамотные аранжировки – вот, на наш взгляд, слагаемые успеха голосовских песен. А успех этот вышел далеко за пределы той среды, где они рождались и утверждались: объездив с концертами и творческими встречами практически весь край, отдав должное молодёжи ударных строе края, Голосов в зрелый период своего творчества написал много прекрасных песен о любви, о красоте родных просторов, о человеческой верности… Не случайно его песенная лирика привлекала внимание таки корифеев отечественной эстрады, как Валерий Ободзинский, Иосиф Кобзон, Тамара Миансарова, Мария Лукач, Эмиль Горовец, Екатерина Шаврина – они не просто пели его песни, но и побеждали с ними на престижнейших музыкальных фестивалях (в 1968 году Тамара Миансарова получила высшую награду в Берлине за песню «Приходи в сентябре»). Наши звёзды включали песни Голосова в программы своих концертов, записывали на пластинки.

Моя последняя встреча с Николаем произошла летом 2005 года за несколько месяцев до его безвременной кончины. Он поделился своей мечтой о большом юбилейном концерте, на который собирался пригласить Кобзона и других исполнителей («тех, кто ещё живы», - грустно уточнил он), а ты обязательно должен быть ведущим – не всё же тебе джазом заниматься». Я согласился, он успокоился, хотя потом пару раз звонил и напоминал. Кто знал, что до этого, вполне заслуженного им концерта, дожить ему было не суждено. Сейчас настали другие времена, сильно изменилась сама популярная музыка, другими стали песни, но кто может сказать, что песни прошлых лет должны быть забыты. Их надо переслушать и самостоятельно решить, что в них живо. В этом поможет вам диск, который вы сейчас держите в руках. В нём – жизнь и судьба одного из ярких композиторов Сибирской земли.

Владимир Василенко

Hosted by uCoz